"ШКОЛА БОКСА" В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЁРОВ 

Анализ выступлений на спортивных аренах великих боксеров всех времен и народов свидетельствует, что отличительной чертой их достижений является филигранная техника боксерских движений и великолепное боксерское мышление, позволяющие в доли секунды принимать единственно правильное решение. Это и определяло их незаурядность.
Известно, чтобы достичь высоких спортивных результатов, спортсмен должен быть одаренным, физически развитым, работоспособным. При правильной постановке дела в учебно-тренировочном процессе все качества (психические, физические, моральные) совершенствуются и закрепляются, что и позволяет спортсмену стабильно и успешно выступать на самом высоком уровне.
К сожалению, выступления наших молодых боксеров в последнее время на российском и международном рингах отмечены низким качеством технико-тактического мастерства спортсменов. Плотный спортивный календарь для ведущих спортсменов заставляет тренеров в основном уделять внимание в тренировочном процессе функциональным возможностям спортсмена, что приводит (особенно в юношеском боксе) к низкому качеству работы.
Чтобы постоянно совершенствовать технико-тактическое мастерство, необходимо рассматривать всю спортивную подготовку как длительный и постоянный процесс совершенствования всех качеств, а не только как подготовку к отдельным соревнованиям.
В юношеском боксе часто победа достигается за счет физических данных и функциональных возможностей спортсмена. Откровенный брак в ударах, отсутствие защитных действий и неумение двигаться по рингу присутствуют на соревнованиях даже самого высокого уровня у основной массы боксеров.
Как известно, формирование фундамента боксерского мастерства начинается в раннем возрасте. Для юношей большое значение имеет усвоение правильных навыков в технике боксерских движений и овладение тактическими приемами, что в конечном счете и определяет мастерство боксера. Физические и функциональные возможности организма за короткий период времени можно довести до высокого уровня, а на становление технико-тактического мастерства нужны годы.
Технико-тактическая подготовка - понятие не разрывное. Любое тактическое действие подразумевает какое-либо техническое движение (удары, защита, передвижения). Если боксер в техническом плане слабо подготовлен, то выполнение тактических приемов на ринге очень проблематично.
Мы предлагаем методику обучения и совершенствования технико-тактического мастерства в системе подготовки боксеров-юношей, где основное внимание уделяется становлению и совершенствованию технических и тактических приемов, двигательных навыков в утренние часы в работе над "Школой бокса".
В основе всей подготовки лежит недельный цикл (микроцикл), в котором построение и распределение тренировочных нагрузок строится таким образом, что основная доля отводится совершенствованию технико-тактического мастерства не в ущерб другим компонентам подготовки.
Примерный план построения тренировочных нагрузок по дням в микроцикле выглядит следующим образом:
Понедельник: УТРО - Школа бокса. ВЕЧЕР- СТТП с партнером в перчатках;
Вторник: УТРО - Работа на дороге. ВЕЧЕР - СФП на спецснарядах;
Среда: УТРО - Школа бокса. ВЕЧЕР - СТТП с партнером в перчатках;
Четверг: УТРО - Работа на дороге. ВЕЧЕР - ОФП, спортигры, т/а, сауна;
Пятница: УТРО – Школа бокса. ВЕЧЕР - СТТП с партнером в перчатках;
Суббота: УТРО - Работа на дороге. ВЕЧЕР - ОФП, спортигры, т/а, сауна;

Воскресенье: Отдых.

Из плана видно, что основная доля нагрузок над совершенствованием технико-тактического мастерства выпадает на понедельник, среду, пятницу. Утренняя работа над "Школой бокса" направлена на шлифовку различных технико-тактических приемов в имитации. Любое боксерское техническое движение очень сложно по координации, поэтому закрепление неправильных навыков в техническом плане затрудняет работу над совершенствованием тактического мастерства.
Чтобы избежать брака в обучении и совершенствовании технико-тактическим приемам при работе над "Школой бокса", мы предлагаем применять геометрические фигуры, рисуемые или представляемые на полу. Фигуры могут быть как простыми (квадрат, круг, треугольник и т.д.), так и сложными (например, многоугольник). В зависимости от подготовки боксера для него выбирается фигура рис.1.
Опыт работы с юными боксерами, а также с боксерами высокой квалификации позволяет нам утверждать, что работа на фигуре заставляет боксера концентрировать внимание над выполнением технических и тактических приемов.
Для совершенствования технических приемов лучше применять такие простые фигуры, как квадрат, треугольник, круг и т.п. Как пример, рассмотрим работу на квадрате. На полу рисуем (или мысленно представляем) квадрат, длина стороны которого равна среднему шагу боксера рис.2.
Перед боксером ставим задачу: совершенствовать боевую стойку в передвижении приставным шагом вперед, в сторону, назад. Определяем отправного точку на квадрате (допустим в правом нижнем углу, где спортсмен принимает боевую стойку, концентрируя, внимание на постановку ног (см. рис.2). Боксер начинает двигаться из правого нижнего утла в верхний правый угол. Тренер следит, обращая его внимание на технику движения в боевой стойке (при этом сторона квадрата должна находиться между ступней ног, что определяет устойчивость боксера к предполагаемому сопернику). В верхнем правом углу спортсмен фиксирует боевую стойку и исправляет до необходимости технический брак в данном упражнении. Затем продолжает двигаться по квадрату из верх него правого угла в верхний левый и т.д.
Как видно, любой угол квадрата является опорной точкой, на которой фиксируется внимание при выполнении поставленной задачи. После достаточного закрепления технических навыков задание усложняется.
На том же квадрате можно совершенствовать ударные движения и защитные действия, в частности, предлагаем следующий вариант:
1. Исходная позиция: боксер находится в левом нижнем углу квадрата;
2. Наносит левый прямой в атаке, передвигаясь в верхний левый
угол;
3. В левом верхнем углу делает любое защитное движение (туловищем или руками);
4. Следующее движение - это шаг в сторону (на квадрате с левого
верхнего угла в верхний правый угол);
5. В правом верхнем углу производит защитное движение туловищем или руками;
6. Затем удар правой на отходе, передвигаясь по квадрату из правого верхнего угла в правый нижний угол;
7. В нижнем, правом углу - защитное движение туловищем или
руками;
8. Следующее движение - шаг в сторону в боевой стойке (движение по квадрату из нижнего правого угла в нижний левый угол, где боксер принимает исходную позицию боевую стойку).
Этот пример подтверждает, что боксер, работая на квадрате, решает три задачи:
- совершенствует передвижения,
- совершенствует ударные действия,
- совершенствует защитные действия.
Тренер при этом обращает внимание боксера на правильное выполнение технических приемов.
Боксеру, особенно юному, очень сложно контролировать свои движения в пространстве. Тренер, давая задания на фигуре, прежде всего должен обращать внимание боксера на постановку и движение ног в любой точке фигуры. Именно через движение ног боксер концентрирует внимание над выполнением защитных и ударных движений.
При совершенствовании технических приемов боксер, выполняя любой из них, должен придерживаться трех правил:
1. Проекция центра тяжести спортсмена должна находиться между стопами и смещаться при движении боксера к одной из них рис.3.
2. Ноги боксера не должны находиться на одной линии по отношению к сопернику рис.4.
3. При осуществлении ударных движений боксер должен выполнять вращательное движение туловищем по вертикальной оси рис.5.
Работа на фигуре позволяет боксеру выполнять любое техническое движение сложной комбинации и по необходимости исправлять брак в работе.
Работа на фигуре подразумевает большое количество повторений одних и тех же боксерских движений, что качественно влияет на формирование технических навыков.
Применение принципа: от простого к сложному в работе по совершенствованию технических приемов подразумевает усложнение задания не только на определенной фигуре, но и самой фигуры.
Прежде чем выполнить любое задание на фигуре, боксеру необходимо хорошо продумать все движения и при их выполнении постоянно контролировать себя. Самоконтроль вызывает интерес у боксера к заданию и увлекает его в работе.
Боксер за короткий период времени запоминает и выполняет на фигуре очень сложные технические комбинации (50 и более движений), включая передвижения, защиты, удары, что благотворно влияет на формирование специальных боксерских двигательных навыков.
При достаточном оснащении техническими приемами боксер имеет возможность совершенствовать различные тактические варианты, которые могут возникнуть в соревновательном бою. Их можно, на наш взгляд, классифицировать в зависимости (в большей степени) от движения ног:
1 . "Атака вперед" боксер передвигается вперед на соперника, применяя ударные и защитные действия;
2. "Работа на отходе" - боксер передвигается назад от соперника,
применяя ударные и защитные действия;
3. "Контр-атака" - боксер применяет защитные действия с после
дующей атакой;
4. "Встречная атака" - умение боксера ударным движением опередить атаку соперника;
5. "Финт-атака" - умение боксера обманными движениями "раскрыть" соперника с последующей атакой;
6, "Повторная атака" умение боксера после удачной атаки добавить следующую атаку;
7. "Ближний бой" умение боксера применять защитные и ударные действия в ближнем бою.
Любой тактический вариант подразумевает ряд технических движений (передвижения, защиты, удары). Задача тренера - обратить внимание юных боксеров на связь технических приемов с тактическим заданием и наоборот.
Работа на фигуре является средством для быстрого усвоения и совершенствования тактических вариантов. В качестве примера предлагаем работу на "квадрате" (Как мы уже указали выше, это могут быть и другие фигуры. В данном случае рассматривается более
Простая). Рисуем квадрат, где правый нижний угол является отправной точкой боксера. Задание: совершенствование левого прямого в атаке (с шагом вперед).
Исходная позиция - боевая стойка в правом нижнем углу квадрата, Боксер наносит левый прямой в шаге, передвигаясь из правого нижнего угла в правый верхний угол, в котором принимает боевую стойку, затем продолжает двигаться по квадрату. В данном случае боксер выполняет тактический вариант (ра6ота в атаке), который включает в себя три технических приема; боевая стойка, шаг вперед, удар левой. Боксер концентрирует внимание над выполнением тактического приема, а все остальные движения по квадрату в этом случае нужно рассматривать как вспомогательные технические движения.
Очень важно в этой работе то, что после выполнения определенного задания боксер не останавливается и не расслабляется, а продолжает осмысленно двигаться но фигуре и готов в любой момент выполнить следующее задание, именно работа на "фигуре" не позволяет боксеру застаиваться на одном месте.
На фигуре могут совершенствоваться как простые тактические варианты (один), так и сложные (один, два, три и т.д.). На том же квадрате можно совершенствовать несколько тактических приемов: (работа в атаке, работа на отходе, встречная атака и т.п.) и умение переключаться с одного тактического варианта на другой, что весьма важно в соревновательном бою рис.6.
Для совершенствования одного или нескольких тактических вариантов тренер или боксёр подбирает ту фигуру, которая в полной мере отвечает поставленной задаче.
В утренней работе над «Школой бокса» очень важно придерживаться принципа от простого к сложному. Тренер подбирает фигуру и задание, которые соответствуют подготовленности боксёра, провоцируя его на самостоятельную работу по созданию сложных комбинаций в домашних условиях.
Учебно-тренировочный процесс строится таким образом, что работа над совершенствованием технико-тактического мастерства с партнёром в перчатках проводится вечером в дни утренней работы над «Школой бокса». Важным моментом в совершенствовании технико-тактического мастерства
является связь между утренней и вечерней тренировками в плане переноса и закрепления технико-тактических приёмов, которые прорабатывались утром. В зависимости от подготовленности боксёра режим работы в вечернее время строится по усмотрению тренера.
Большая физическая и психологическая нагрузка в дни совершенствования технико-тактического мастерства подразумевает переключение в другие дни недельного цикла (вторник, четверг, суббота) на другие виды подготовки (СФП, ОФП, восстановительные мероприятия), что позволяет восстановить боксёра в полном объёме.
Следующий недельный цикл начинается с полного восстановления организма боксёра. Вся работа строится по принципу спирали вверх, когда каждый новый микроцикл представляет собой более усложнённую работу в совершенствовании спортивного мастерства.
Наш опыт работы с юными боксёрами позволяет нам утверждать, что предложенная методика («Школа бокса») быстро и качественно влияет на становление и совершенствование технико-тактического мастерства.






ЗТР В.В. Лисицын
(материал опубликован в журнале "Гонг", в книге Анатолия Ширяева "Бокс учителю и ученику")

Школа бокса



Хостинг от uCoz